Вариант I.
Группы могут получить одно и то же задание и представляют его на проверку учителю.
Лучше всего оставить время на дискуссию. Дать возможность каждой группе высказаться, дополнить друг друга или опровергнуть.
Пример
История России. Тема «Правление князя Владимира и крещение Руси».
При изучении нового материала всем группам дано одинаковое задание: «Продолжите фразу: «При князе Владимире впервые…».
Группы работают с учебником. Одна группа докладывает о результатах своих поисков. Остальные дополняют, опровергают
Во многом успех работы в группах зависит от умело поставленной учебной задачи. Даже обычные, казалось бы, вопросы, должны быть сформулированы так, чтобы вызвали в группе дискуссию.
В этих целях особенно эффективно применение приёма ранжирования вопросов.
Пример
История России. «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.»
Задание «Назовите причины отмены крепостного права» особой дискуссии в группе не вызовет.
Но если к этому заданию добавить еще одно предложение: «Расставьте их по степени важности», то в группе начинается всестороннее обсуждение поставленной задачи. Участники дискуссии приводят аргументы и контраргументы, доказывают свою точку зрения. То есть изучение нового материала происходит на качественно более высоком уровне, когда от учеников требуется не репродукция знаний, а их осмысление.
Вариант II.
Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат.
Пример
10-й класс. История России. Урок-путешествие «РОССИЯ В НАЧАЛЕ XIX века».
Тема большая и важная. Вводная. От неё зависит успех изучения всей темы «Россия в первой половине XIX века». Объём материала, на первый взгляд, неохватный. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу. На примере этой темы еще раз убеждаешься, насколько наши учебники перенасыщены информацией.
Класс делится на группы по 6 человек в каждой для заочного путешествия на «машине времени» по России начала XIX века.
Внутри группы распределяются роли и задания:
Картограф готовит геополитическую характеристику страны в начале XIX века. Во время выступления использует карту.
Историк составляет краткую историческую справку о стране до начала XIX века.
Экономист дает краткую характеристику состояния экономики, торговли, средств коммуникаций.
Демограф делает анализ демографической ситуации в России. Численность, плотность населения, распределение по регионам, соотношение городского и сельского населения, национальный и конфессиональный состав.
Социолог дает характеристику сословно-классовому составу российского общества к началу XIX века.
Политолог даёт анализ политического устройства России к началу XIX века, характеристику государственно-чиновничьему аппарату.
Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет учителю работать с группами, с каждым учеником в отдельности, а не с классом.
Обеспечение: учебник, справочная литература, (еще один вариант: электронные образовательные программы, Интернет-ресурсы), письменные задания. Ученики заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других команд дополняют, опровергают.
В ходе работы возможно и другое продолжение. Каждый из «специалистов» должен был передать информацию своим товарищам. Форму передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого ученика была заведена учетная карточка, в которой расписываются как обучающий, так и обучаемый.
Вариант III.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Затем лидеры групп отчитываются перед классом. Другое продолжение: лидеры обходят все группы и работают с каждой из них, сообщая результаты своих поисков.
Пример
Предлагается необычная форма работы с новой информацией, когда перед учениками ставятся задачи, направленные на рефлексию, развитие творческого начала.
Класс разбивается на группы, получающие четыре вида заданий. Учебные задачи – необычные. Перед учениками не ставится конкретное задание по изучению материала учебника. Но, выполняя различные учебные задачи, они «погружаются» в тему урока. Группам даны следующие задания:
1-я группа.
СОСТАВИТЬ ТЕСТЫ.
На основе материалов учебника составить четыре теста разных видов:
- альтернативный,
- на соответствие,
- исключение лишнего,
- на свой выбор
2-я группа.
СФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОСЫ.
На основе материалов учебника сформулируйте по два вопроса:
- репродуктивного характера, то есть на восстановление информации,
- расширяющих знания, то есть таких, которые связаны с темой, но ответа на них нет в учебнике,
- развивающих знания, то есть вскрывающих суть, обобщающих тему, несущих в себе исследовательское начало.
3-я группа.
ПРИДУМАЙТЕ ЗАДАНИЯ.
- Придумайте для игры «Да-нет» («Угадай слово») два слова и загадайте их классу.
- Составьте историческую задачу на основе материалов к заданному параграфу.
4-я группа.
СФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОСЫ.
Сформулируйте к материалу учебника вопросы, начинающиеся со слов
«Что…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?», «Как…», «Какой…?»
Обеспечение: учебник, соответствующий параграф (в зависимости от издания), письменные задания каждой группе.
Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же параграфом учебника, получили совершенно разные задания. Внешняя легкость заданий обманчива. Преподаватель идет на тактическую хитрость. В конечном счёте будут оцениваться не приобретённые знания, а результат учебной деятельности – ученический проект.
В группах начинаются «муки творчества»: как лучше сформулировать вопрос, как точнее составить тест, составить задачу. Учитель подходит к группам, направляет споры в нужное русло.
Задание рассчитано на двадцать минут. Это, естественно, подстёгивает учеников, заставляет мобилизовать усилия всей группы. Весьма интересна вторая часть урока, когда лидеры групп докладывают о результатах.
Анализируется качество составления тестов, вопросов, исторических задач. Тут же ученикам из других групп предоставляется возможность ответить на эти вопросы и получить оценку.
Интерактивное обучение предполагает нестандартный подход к организации занятий. Чем неожиданнее будет представлена проблемная ситуация, тем больше надежд на высокий обучающий эффект.
Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, которые сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение. Но как сделать опрос разнообразным, творческим, интригующим? Вот несколько вариантов опроса.
1) «Верите ли вы?». Учитель задает 5-7 вопросов, которые требуют ответа да или нет, дети пишут или показывают сигнальными карточками.
2) «За кем последнее слово» Учитель или ученик задает вопрос, дети отвечают по очереди, кто последний (например – перечислите славянские племена, русских князей и т.д.)
3) «Исторический алфавит». Назвать имена, события определенного периода и т.д. на какую-либо букву или 1 вариант называет на одну букву, 2-ой вариант на другую.
4) «Историческое лото». Необходимо приготовить карточки в виде лото, на одной части имя, на другой дата или событие – место, дети собирают.
5) «Исторический тир». Для этого приема нужна детская игра с мишенью и дротиками, на мишени вопросы или номера вопросов, ближе к центру вопросы простые, по краям труднее, куда попал, на тот вопрос и отвечаешь.
6) «Исторический диафильм или стоп-кадр». В малых группах дети рисуют кадры с подписью к историческому событию.
7) «Историческая депеша или неотосланное письмо». Учитель читает высказывания, слова, мнения, дети отвечают кто мог быть автором, кому писал, в какой ситуации.
8) «Рекламный лист». Прорекламировать эпоху – это может быть образ, слоган, личности, события, т.е. реклама периода
9) Строим город, одеваем куклу, накрываем на стол в соответствии с историческим периодом.
10) Игра «Чистая доска». Перед объяснением нового материала учитель в разных концах доски в произвольном порядке записывает вопросы, для удобства можно их пронумеровать; говорит, что по ходу объяснения новой темы класс будет участвовать в игре «Чистая доска». Учитель сообщает детям: «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача наша в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой»
11) Абракадабра
На доске записываем исторические термины, переставив буквы. Отгадать, записать правильно. Объяснить.
12) «Облако тегов». Перед объяснением нового материала или самостоятельной работы с учебником, выписываем на доску в произвольном порядке слова, характеризующие вопрос. После завершения изучения вопрос, объяснить слова, вычеркивая их из списка.
12) «Шапка вопросов». В «шапку» складываются вопросы, написанные учителем или учениками. Вытащил — ответил. По очереди ( цепочке, в группе и др).
13) «Да-нетка». Игра на узнавание исторической личности. Учитель задумывает персонаж. Ученики задают вопросы, на которые учитель может ответить только да или нет.
14) «Хронолет». Учитель запускает бумажный самолетик и называет дату, к кому на парту приземлится самолет, тот отвечает и запускает с вопросом дальше.
15) «Волшебная палочка» Передается по цепочке «волшебная палочка» задается вопрос , если не отвечает, возвращается обратно.
16) «Покажи слово». Мимикой и жестами показать изученное понятие.
Лабораторная работа – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.
Отличительной особенностью лабораторной работы является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении новой темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант.
Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.
Лабораторное занятие по учебнику – более простой и доступный вариант работы для учащихся. Можно назвать следующие цели лабораторного занятия по учебнику:
- Формирование яркого, целостного образа-представления об исторических фактах и их интерпретации авторами учебников, создать собственный образ исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.
- Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторскую интерпретацию.
- Развитие и совершенствование умений оценивать учебную информацию на предмет достоверности.
- Развитие и совершенствование умений сопоставлять различные толкования исторических фактов.
Неотъемлемым условием проведения лабораторного занятия по учебнику являются следующие условия:
- Материалы учебника глубоко и содержательно, доступно для учащихся конкретного возраста раскрывают тему занятия.
- Автор учебника отражает одну или несколько точек зрения на исторический факт, анализирует и аргументирует их, сопоставляет их.
- Историческая тема раскрывается в учебнике на примере однородных фактов, при их сопоставлении, систематизации и обобщении на основе разработанного алгоритма.
Структура лабораторного занятия по учебнику.
1 этап – организационный.
Учитель сообщает тему и мотивирует её выбор и формулировку, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно, знакомит учащихся с учебником или текстом, на основе которых будет организовано лабораторное занятие, разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.
2 этап – самостоятельная работа учащихся.
Ученик работает с материалом учебника в соответствии с требованиями к лабораторному занятию. Учитель на данном этапе выполняет функции координатора и консультанта.
3 этап – обсуждение результатов.
Форма отчетности может быть различной: творческий отчет группы, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.
4 этап – подведение итогов.
Суммирование подходов формулировка вывода, оценка работы учащихся.
Типология познавательных заданий к учебному тексту:
*Задания на проверку понимание прочитанного: тест с выбором ответов, тест с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответы, толковый словарь темы, календарь событий, таблица, исторические задачи, тест-последовательность, историческая карта, составление простого, развернутого или стереотипного плана.
*Задания на образную реконструкцию исторических фактов: текст с ошибками, кроссворд, словесный портрет исторической личности, работа с иллюстрациями параграфа, символическое изображение главной идеи параграфа.
*Задания на анализ учебного текста: составление смыслового плана, составление сравнительно-обобщающей таблицы, составление конкретизирующей таблицы, составление логических схем.
*Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на лабораторном занятии обязательно должна строиться на заданиях нескольких типов, которые перечислены выше. Тогда работа школьников не замкнется только на поиске информации по теме, а перерастет в