Польза предмета Обществознание
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования
- Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
- Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
- При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
- Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
- При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.
Как дать рецензию на ответ товарища
- Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
- Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
- Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
- Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
- Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу
- Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
- По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
- Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
- Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
- При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений
- Причины возникновения явления:
- противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
- Содержание явления, его развитие:
- важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
- социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
- Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
- Последствия развития и значение явления:
- разрешение данным явлением назревших противоречий,
- влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений
- Время и место выступления.
- Связь с другими событиями.
- Причины.
- Социальный состав участников.
- Требования, лозунги, цели.
- Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
- Масштабы выступления.
- Уровень организованности,
- Имена участников, руководителей.
- Развитие событий, основные этапы.
- Значение выступления, его результаты.
Характеристика политического строя государства
- Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
- Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
- Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
- Структура органов власти:
- глав государства, его полномочия,
- законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
- исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
- судебные органы,
- соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
- местные органы власти.
- Прав граждан (подданных):
- избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
- политические права и свободы,
- личные права и свободы,
- возможность использования провозглашенных законом прав.
- Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика войн
- Причина войн, хронологические рамки.
- Воюющие страны или группировки стран.
- Цели сторон.
- Соотношение сил воюющих стран.
- Повод к войне.
- Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон в начале каждого этапа,
- военные и политические итоги этапа.
- Характер войны.
- Условия мирного договора.
- Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию
- Установите причины события.
- Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
- Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
- Связь с другими подобными событиями.
- Значение:
- для участников события,
- для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля
- Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
- Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
- Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
- Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
- Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему
- Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
- Составить план.
- При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.
- Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата
- План или оглавление с указанием страниц.
- Обоснование выбора темы.
- Теоретические основы выбранной темы.
- Изложение основного вопроса.
- Вывод и обобщение.
- Практическое значение реферата.
- Список используемой литературы.
- Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата
- Вводная часть:
- Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
- Основная часть:
- суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,
- критический обзор источников,
- собственные сведения, версии, оценки.
- Заключение:
- основные выводы,
- результаты и личная значимость проделанной работы,
- перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа:
- название школы,
- тема реферата,
- Ф.И. автора, класс,
- Ф.И.О. учителя,
- год написания реферата.
Отзыв учителя:
- содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
- умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
- умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
- присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
- правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление
- сопроводительные материалы к реферату.
Олимпиада по обществознанию 7 класс
Олимпиады по обществознанию. 6-11 классы
Олимпиада по истории. 10 класс